19:13, 17 ноября 2021

Стартап для стартапа: опыт УрФУ

Какова предыстория появления нового формата в УрФУ?

В чем заключается сложность программы «Стартап как диплом»?

По каким критериям отбираются проекты?

Интересен ли «Стартап как диплом» для преподавателей?

Как университет поддерживает проекты уже после защиты ВКР?

В чем состоят суть и перспективы нового тренда в образовании?

Обо всем этом — в интервью заместителя первого проректора УрФУ Надежды Терлыга для информационно-аналитического портала «Ректор говорит!«.

Опыт масштабируется

Программа «Стартап как диплом» была запущена в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина в 2020 году.

Как отмечает Надежда Терлыга, заместитель первого проректора УрФУ, начальник управления инновационной деятельности, к этому времени существовали все необходимые составляющие для ее успешной реализации, которые формировались в течение десяти лет.

Основой для реализации программы «Стартап как диплом» в УрФУ стала платформа «Инновационный дайвинг». Это образовательный бизнес-интенсив для студентов, который предполагает «глубокое погружение» в предпринимательство. Платформа организована инновационной инфраструктурой УрФУ и помогает студентам разрабатывать технологические проекты, реализованные впоследствии в виде бизнеса.

«Один из примеров таких бизнес-проектов — инновационная компания “Биомикрогели” Андрея Елагина, разработавшая уникальную технологию очистки воды и твердых поверхностей от масел, нефтепродуктов и загрязнений — эта история успеха — фактически история студента, который в ходе “Иннодайвинга” сформулировал идею, ставшую впоследствии эффективным российским бизнесом».

Рассказывает Надежда.

Отбор проектов

За время реализации программы «Стартап как диплом» в УрФУ защитились 22 студента: в 2020-м — трое из шестерых, в 2021 году — десять из шестнадцати.

«Пока это единицы, так как новый формат достаточно сложен. Такие дипломы не пишутся за месяц-два, они являются итогом большой работы, которая длится порой более года, и только тогда данная история выливается в формат “Стартап как диплом”».

Сложность программы «Стартап как диплом» для студентов связана не только с новизной формата и кропотливой работой, предшествующей защите, но и с необходимостью проходить многоступенчатый отбор. Так, студенты, готовые выйти на защиту ВКР в формате стартапа, на предварительном отборе представляют описание проекта с его презентацией. Ближе к концу учебного года тоже проходит отбор: на нем принимается решение о допуске к защите.

По каким критериям в УрФУ отбирают бизнес-проекты?

  • Во-первых, это наличие команды проекта: при том что каждый студент получает диплом индивидуально, сама идея стартапа призвана объединять учащихся в команды.
  • Во-вторых, это демонстрация результата работы. В качестве такого результата экспертная комиссия принимает прототип, минимально жизнеспособный продукт, конструкторско-технологическую документацию. Если речь идет об уже сложившимся, готовом стартапе, то результатом работы может быть и факт продажи продукта, привлечение инвестиций в проект, внедрение продукта, проведение исследований.
  • В-третьих, важна аналитическая работа, сопутствующая разным этапам развития бизнес-проекта: это и анализ в сфере интеллектуальной собственности, и экономическая модель развития стартапа.

Многоаспектность такой деятельности и предполагает необходимость командной работы.

«Для студентов, которые обучаются и проводят время вместе, формирование команды — задача трудная, но порой более понятная, чем соответствие сложным профессиональным критериям».

Считает Надежда Терлыга.
Деловая игра «Построй компанию/продай компанию» 14.06.21

Мотивация для преподавателей

Еще одна трудность, связанная с новым форматом, — вопрос мотивации, но уже не студентов, а преподавателей.

«Любая новая инициатива порой сталкивается с отсутствием энтузиазма людей, но это естественно, и мы пытаемся преодолеть трудности»

Н.Г. Терлыга

Недостаток мотивации обыкновенно связан с неуверенностью в собственных силах, нехваткой компетенций — или отсутствием соответствующей финансовой поддержки, которая бы компенсировала затраты времени и сил. В «умных» университетах эти проблемы пытаются решать.

В УрФУ, например, обучают не только студентов, заинтересованных в защите ВКР в формате стартапа, но и педагогов. Инновационная структура УрФУ разработала серию образовательных форматов, в том числе дистанционных, которые помогают преподавателям и студентам совершенствовать экономическую сторону проектов, создать эффективную бизнес-модель, развить направление интеллектуальной собственности.

Кроме того, в правилах вуза, по словам заместителя первого проректора УрФУ, зафиксированы финансовые поощрения для педагогов, чьи воспитанники решаются на защиту в формате «Стартап как диплом».

Не только защита, но и сопровождение

В УрФУ студенческий бизнес-проект сопровождается и после защиты: он проходит двухмесячную деловую программу в Акселераторе УрФУ, где помимо прохождения мастер-классов и тренингов, получения экспертной оценки бизнес-моделей и технологических разработок студенческие команды могут выиграть грант на дальнейшее развитие своего проекта.

После успешного прохождения Акселератора лучшие стартапы могут претендовать на поддержку университетского Фонда развития инноваций и получить доступ ко всем сервисам университетской Инновационной инфраструктуры.

Финал 13-го сезона Акселератора УрФУ 08.07.21

Взаимодействие с инвесторами — важный пункт дальнейшего эффективного развития студенческого проекта. В УрФУ студенты могут встретиться с инвесторами и заключить контракт не только во время акселерационной поддержки, но и на защите, на которой присутствуют представители бизнеса и потенциальные инвесторы.

«В ходе защиты эксперты рассматривают разработку на предмет ее потенциала, если он есть, то проект «доращивают» до инвестиционной стадии».

Рассказывает Надежда Терлыга.

Это связано с тем, что часто на защите ВКР студенты представляют достаточно «сырой», «незрелый» проект, при том что крупного инвестора привлекает обычно проект уже состоявшийся и способный принести прибыль.

Эта инвестиционная привлекательность, как и будущий успех стартапа, совершенно не связаны с форматом оценки по пятибалльной шкале, которую получает выходящий на защиту студент.

«Балл, полученный на экзамене, и успех проекта — разные вещи. Балл характеризует компетенции человека по определенному направлению, а успех проекта — это результат использования этих компетенций, результат большого труда. Наличие компетенций не гарантирует успех».

Уточняет Надежда.

Источником финансирования для технологического и социального предпринимательства могут стать не только компании и индустриальные партнеры, но и государство, в связи с чем студентов учат грамотному оформлению заявок на гранты.

От замысла к бизнес-проекту

«Если обобщить вышесказанное, то “Стартап как Диплом” — правильный тренд, — рассуждает начальник управления инновационной деятельности УрФУ, — потому что любой студент должен иметь возможность протестировать траекторию технологического предпринимателя, и лучше всего это сделать во время учебы в вузе. Человек получит свой первый бизнес-опыт и выйдет в мир с новым багажом. Я убеждена, что мы должны поощрять молодых технологических предпринимателей и их инициативу».

Не стоит забывать, что университет, особенно в его современном понимании, — это множество возможностей для самых разных людей, собранных в одном месте. Удастся ли реализовать все их них — неизвестно, но получить такую возможность особенно важно.

«Да, возможно, первый опыт студенческого стартапа будет провальным, но зато этот бесценный опыт будет получен в юные годы, когда у каждого есть шанс проработать ошибки с помощью профессионалов».

Убеждена Надежда Терлыга.